Серж Гингер “EMDR: интегративный подход”

В ходе первого семинара EMDR в сентябре у участников было много вопросов, касающихся сходства и различий метода и других подходов. Мы перевели фрагмент статьи французского психотерапевта Сержа Гингера, в которой он делится своими размышлениями про возможности интеграции EMDR с другими подходами.

Серж Гингер — гештальт-терапевт. Обладатель обширного опыта в области Фрейдовского и Юнгианского психоанализа, в психодраме, групповой динамике, биоэнергетическом анализе и т.д.

Пионер гештальт-терапии во Франции (с 1970 г.), основатель крупнейшего Гештальт – института во Франции – Парижской школы Гештальта (EPG), которая в течение 20 лет подготовила более 800 специалистов. Президент Международной федерации организаций преподающих Гештальт (FORGE), вице-президент Французской федерации психотерапии, член правления Европейской ассоциации психотерапии (EAP) и представитель Франции в правлении и в комиссии по нормам преподавания психотерапии.

На русский переведены его книги «Гештальт: искусство контакта» и «Практическое пособие для терапевтов».

Фрагментстатьи«EMDR: an Integrative Approach»  by Serge Ginger

В статье рассматриваются точки пересечения, сходство и различие EMDR и других терапевтических подходов: психоанализа, телесно-ориентированного подхода, гештальт-терапии, психодрамы, гипнотерапии, системно-семейной терапии, когнитивно-бихевиоральной терапии, клиент-центрированного подхода, транзактного анализа, сексотерапии.

Как и в Психоанализе, EMDR использует свободные ассоциации и пробуждает скрытые воспоминания. Клиентам предлагают отмечать ассоциации и наблюдать все, что приходит в голову. С другой стороны, в EMDR ассоциации никогда не интерпретируются и не используются для соотнесения с психологическими теориями. Интересно то, что ассоциативный процесс таким образом  становится интенсивнее.

EMDR так же разделяет мнение о значимости сексуальных травм, в детстве или в недавнем прошлом.

В EMDR, так же как и в психоанализе, работают с темой переноса в терапевтическом альянсе.

Так же как и в Телесно-ориентированных подходах, с самого начала много внимания уделяется эмоциональному состоянию человека.  В EMDR один из важных пластов работы связан со «сканированием тела»,  внимание уделяется дыханию, возникающим болезненным ощущениям, сдерживанию или подавлению движений, различным видам соматизаций. Терапевт внимателен  не только к высказываниям клиента, но и к телесным «сообщениям».

Как в Гештальт — терапии, EMDR поддерживает клиента в его выражении эмоций в процессе работы с травмой (включая телесные проявления), при этом обеспечивая безопасную рамку с помощью терапевтического альянса и эмпатии.

Метод стремится к завершению «незавершенного гештальта» в прошлом клиента.

EMDR работает с «полярностями», например такими, как одновременно присутствующими:

  •  потребностью в безопасности и потребностью в независимости
  •  заботе о чувствах других и отстаивании себя
  •  негативным образом себя («негативное самоубеждение») и желаемым образом, которого человек хочет достичь («позитивное самоубеждение»)

Метод обращается как  к внутриличностным  феноменам, так и к отношениям человека со внешним миром, сходно с тем как происходит работа на «границе контакта» между человеком и средой, в «здесь и сейчас».

EMDR так же осуществляет регулярную оценку ощущений в теле («сканирование тела»).

Как и в Психодраме, последовательность сцен  может быть проиграна в обратном порядке, а так же «перепоставлена» заново. Процесс работы может сопровождаться эмоциональным катарсисом, а не только словесным описанием.

Так же как и  в Гипнотерапии , EMDR способствует измененному состоянию сознания, и работает с «диссоциацией» между различными уровнями восприятия. Оба эти метода помогают человеку наладить контакт с прежде неизвестными  частями его внутреннего мира.
Оба подхода считают, что каждый человек обладает естественными внутренними ресурсами, необходимыми для его развития и способными исцелять его раны.

Как и в Системной семейной терапии (ССТ), EMDR внимателен к ситуации в целом, к коммуникационной и информационной системе, к межличностным отношениям, а не только к внутри-личностным феноменам.

Так же как и в Когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ), применяются  точные процедуры, регулярные измерения и такие оценки внутреннего субъективного опыта, как:

  • субъективная оценка интенсивности беспокойства  (ШСБ, или Шкала субъективного беспокойства, разработанная Вольпе);
  • достоверность позитивного представления о себе (VOC — или Валидность самоубеждений)

EMDR предполагает переход от «экспозиции» или воображаемого погружения в проблемную ситуацию к «прогрессивной десенситизации» (Джозеф Вольпе, 1915-1997)

Как и в Клиент-центрированном подходе Карла Роджерса, психотерапевт  воздерживается от любых интерпретаций или директив, он не навязывает содержание беседы и всегда позволяет клиенту взять инициативу. Терапевт создает атмосферу эмпатии и безусловного принятия всего того, «что может произойти в уме клиента».

Так же как и в терапевтическом НЛП, терапевт фокусируется на переработке информации.

Если в работе с воспоминанием используется образ, в процессе его можно изменять, применяя «zoom», увеличивать или уменьшать, а так же регулировать четкость.
В работе используется фокусировка на ощущениях в теле, ресурсах и позитивных представлениях о себе. Терапевт следит за движением глаз, использует «рефрейминг» и «якорение».

Так же как в Транзактном анализе, EMDR работает с различными «состояниями себя» (Родитель, Взрослый, Ребенок), что делает возможным изменение жизненного сценария, записанного в раннем детстве, и предоставляет возможность «переиграть» его.

Так же как в Сексотерапии, в работе с сексуальными проблемами, регулярно возникают паттерны сексуального насилия, которое может быть как давним, так и недавним событием, реальным или тем, которого боятся.

Таким образом, EMDR протоколы и специальные техники информационного переструктурирования  хорошо интегрируются в  другие подходы, привнося туда  нейрофизиологическое измерение.
Следует также помнить, что  EMDR  обучаются профессионалы, которые уже являются психотерапевтами определенного направления, таким образом, неудивительно, что большинство практикующих терапевтов комбинируют привычные предпочитаемые ими методы работы и оригинальную технику EMDR. И интеграция методов создает иногда эффектную синергию.

Оригинал статьи: http://emdrrevue.com/wp-сontent/uploads/2011/05/Metz.EMDR_integra.Ginger_en.pdf

Материал подготовилиНадежда Градовская, Юлия Локкова

Комментировать: